Новые ограничения и договоренности по грузоперевозкам
Казахстан оттачивает логистические процессы, стараясь избежать вторичных санкций за поставки в Россию санкционных товаров и одновременно сохранить высокие темпы роста товарооборота с соседями – РФ, КНР и центральноазиатскими странами. Об этом и других новостях логистики за март 2023 года – в нашем ежемесячном дайджесте.
Аналитики Европейского банка реконструкции и развития в своем докладе «Евразийский окольный путь: торговые потоки в Россию через Кавказ и Среднюю Азию» пишут, что посредническая торговля через соседние с Россией страны может использоваться для обхода экономических санкций. Внимание западных государств к подобным схемам растет. Чтобы избежать риска введения вторичных санкций, Казахстан усиливает контроль за внешней торговлей.
Онлайн-контроль за санкционными товарами
Так, в Казахстане обсуждается внедрение онлайн-системы отслеживания международных грузов – об этом в марте сообщали СМИ со ссылкой на высокопоставленных чиновников правительства. Система нужна для того, чтобы лучше контролировать торговлю санкционными товарами, которые могут поступать в Россию из западных стран через РК. Она должна продемонстрировать мировому сообществу, что Казахстан не является площадкой для обхода западных санкций. Сообщалось, что система может заработать уже с апреля.
По предварительным данным Бюро национальной статистики за 2022 год, товарооборот Казахстана с Россией составил $26,1 млрд. При этом экспорт в РФ вырос на четверть, а импорт немного уменьшился. Однако такое положение дел может объясняться не поставками запрещенной к ввозу продукции из ЕС, а ростом закупок казахстанских товаров – весь 2022 год российские компании искали альтернативных поставщиков различных категорий и нашли их в том числе в Казахстане.
Перецепку и перегрузку снова разрешили
Перевозчики из России и Беларуси снова могут доставлять грузы в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в пути, следует из опубликованного в марте приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития. Разрешение будет действовать до конца 2024 года.
С 2017 года в РК действует запрет на доставку грузов, которые были перецеплены или перегружены в транзитных странах. То есть рейс должен выполнять единый перевозчик на всем пути или разные перевозчики, но обязательно из страны происхождения груза. Это правило было отменено в июле 2022 года. Тогда из-за взаимных ограничений грузовые перевозки между Беларусью и ЕС, Россией и ЕС стали осуществляться в режиме перецепки/перегрузки в пограничной зоне. Решение выглядело логичным: европейские перевозчики не могли доставить груз напрямую в Казахстан – его везли казахстанские или российские машины.
Однако разрешение было временным – до 1 января 2023 года. И в начале года транспортные компании и казахстанский бизнес снова столкнулись с неудобствами. Ограничение снова отменено – и опять временно, до конца 2023 года.
Узкие места торговли с Китаем
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов встретился с секретарем парткома Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Ма Синжуем, посетившим Казахстан с визитом. Речь шла о торгово-экономическом сотрудничестве. Алихан Смаилов отметил, что в прошлом году товарооборот между Казахстаном и Китаем вырос на 34% и превысил $24 млрд. При этом более 40% всего объема взаимной торговли приходится именно на СУАР. Стороны обсудили, как можно еще нарастить товарооборот. Так, Казахстан готов увеличить экспорт казахстанской продукции по 135 видам продукции на $1 млрд.
Обсудили и действия по устранению «узких мест» на границе. Например, на двух из пяти КПП уже запущены «зеленые коридоры» для ускоренного перемещения сельхозпродукции. Важно запустить такой же порядок на оставшихся трех, отметили чиновники. Кроме того, Алихан Смаилов поднял вопрос ускорения процедур выдачи казахстанским грузоперевозчикам виз для въезда в КНР, что тоже позволит нарастить темпы товарооборота.
Торговое сближение с Узбекистаном
В марте стало известно о создании внешнеторговой компании «УзКазТрейд», учредителями которой выступили Центр развития торговой политики «QazTrade» и АО «УзТрейд». Это еще один шаг в сторону наращивания взаимной торговли и расширения услуг для экспортно-импортных операций. Например, новая компания обещает помогать с размещением заказов на производство готовой продукции, содействовать бизнесу в сертификации и продвижении на экспорт своих товаров. Кроме этого, через «УзКазТрейд» можно будет организовать поставку технологического оборудования, запасных частей, комплектующих, сырья и материалов, произведенных в Узбекистане и Казахстане для замещения импорта из третьих стран.
По итогам 2022 года товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достиг $5 млрд – это почти на 30% выше показателя предыдущего года. Объем экспортных поставок казахстанских товаров вырос на 33% и составил $3,7 млрд. Импорт в Казахстан из Узбекистана в 2022 году вырос на 21,4% и составил $1,3 млрд.
Зерновая логистика
В 2022 году Казахстан собрал рекордный урожай зерна – и столкнулся со сложностями при его экспорте. Одна из причин – выход российских поставщиков на традиционные для казахстанского зерна рынки – Китай, Иран, страны Центральной Азии. Об этой и других логистических проблемах будут говорить на специальной сессии-дискуссии «Зерновая логистика: новые возможности & старые проблемы» в рамках международной конференции «Asia Grain Conference» 25-26 апреля в Алматы.
Эксперты и предприниматели обсудят, как изменились экспортные маршруты, как преодолеть возникающие сложности с логистикой зерна и каким должен быть зерновой рынок.