Технический осмотр и обслуживание грузового автомобиля в Казахстане: основные правила и порядок
Техосмотр для грузовых автомобилей 2023 года практически не претерпел серьезных изменений. Требования и регулярность проведения остались без изменений. Несвоевременное ТО приводит к частым поломкам и срывам сроков, а также наложению административного штрафа, подлежащего незамедлительной оплате.
Какие автомобили попадают под техосмотр?
В 2023 году техосмотр в Казахстане обязателен для всех транспортных средств, за исключением категории М1 младше семи лет с учетом года выпуска, которые не используются для осуществления предпринимательской деятельности. К М1 относят ТС, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством сидений до 8 без учета водительского.
Положение действительно для транспортных единиц с иностранными номерами, зарегистрированными в РК. Когда авто прошло регистрацию в другой стране, но находится в Казахстане свыше 90 дней, оно также должно проходить ТО. Исключением являются ТС категории М1, подпадающие под описанный выше случай.
Обязательному техническому осмотру подлежат все транспортные средства, которые задействованы в коммерческой деятельности. Регулярность проведения ТО находится в прямой зависимости от конкретной категории автомобильной единицы техники, а также тоннажности.
Как часто надо делать ТО на фуре?
Периодичность проведения ТО в Казахстане зависит от категории транспортного средства, тоннажности, типа перевозимых грузов:
- Каждые 12 месяцев/1 раз в год. Грузовые автомобили категории N1 (до 3,5 тонн), N2 (от 3,5 до 12 тонн), N3 (от 12 тонн).
- Каждые 6 месяцев/1 раз в полгода. Грузовые транспортные средства любой категории, используемые для перевозки опасных грузов.
Не пройденный ТО в РК влечет за собой штраф 5 МРП в первый раз. Когда нарушение повторяется, размер увеличивается до 20 МРП.
ТО грузового автомобиля
Чтобы пройти обязательный технический осмотр, ранее необходимо было предоставить следующие документы:
- подтверждение оплаты налога;
- технический паспорт;
- страховка.
В 2023 году уплату налога либо страховку очень легко отследить. Незарегистрированное же транспортное средство на данный момент отследить сложно. Это привело к некоторым изменениям. В настоящий момент достаточно предоставить лишь подтверждение регистрации о постановке на учет.
ЦТО в 2023 году обязали информировать о наличии фактов замены номерных агрегатов, а также об отсутствии номеров или номеров, не совпадающих с указанными в техническом паспорте, наличии незаконно установленного оборудования. Сокрытие нарушений приводит к штрафу оператора и нарушителя.
Как проходит техосмотр грузовых автомобилей в Казахстане?
Порядок по обязательному обслуживанию грузовика включает в себя следующие этапы:
- Проводится оплата в кассу. Обязательно сохраняется чек за уплату.
- Грузовой автомобиль загоняют на специальную линию технического контроля.
- ТС проводится через проверочные посты, которые установлены в специальных местах.
- Последовательно выполняется установленный алгоритм действий по проверке.
Все получаемые данные фиксируются в компьютере после каждого этапа проверки. Результат ТО выдается в конечном пункте. Время прохождения процедуры не превышает получаса.
Техосмотр проводится без разборки и снятия каких-либо частей с задействованием стендов и специального оборудования.
Основные этапы
Техосмотр грузовых автомобилей выполняется в два этапа:
- Подготовительный. Устанавливают цвет, выявляют, вносились ли какие-либо изменения. Проводят сверку серийных номеров. С июля 2023 года в обязательном порядке проверяют, проводилась ли проверка газобаллонного оборудования, если таковое было установлено.
- Основной. Проверяют тормозное и рулевое управление, световые внешние приборы, обзорность, аварийную сигнализацию, оптические элементы, колесную базу, подвески, шины, шасси, узлы, а также все факторы, которые оказывают непосредственное влияние на состояние окружающей среды, состояние рамы и кузова.
Финальный этап — составление диагностической карты единого принятого образца. Вся информация сразу же отправляется и отображается в ЕИСТО. Действительной она считается исключительно при наличии печати и подписи руководителя. Карта выдается на руки владельцу или уполномоченному лицу, который привез ТС на ТО.
Техосмотр проводится с видеозаписью и фотофиксацией. Эти данные сохраняются в архиве в течение одного года. Пройденным ТО считается только в том случае, когда не были выявлены неисправности, препятствующие эксплуатации ТС. Только в таком случае на руки выдается диагностическая карта с указанием следующей даты проверки.
Что делать, если грузовик не прошел техосмотр?
Диагностическая карта также выдается на руки, но она содержит все обнаруженные неисправности. В таком случае рекомендуется затребовать протокол результатов проверки и средств измерения. Он позволяет понять, какие недочеты необходимо устранить. Обращаться повторно необходимо исключительно в то же самое ЦТО, где ТО проходили в первый раз.
Повторный техосмотр проводится исключительно по тем позициям, по которым были выявлены недочеты в первый раз. Исправные же узлы и системы повторно не проверяются. Оплата также проводится исключительно по тем позициям, в которых были выявлены неисправности. Нет необходимости повторно уплачивать всю стоимость процедуры заново.