Транскаспийский маршрут: все дороги ведут… через Баку
Привлекательность Транскаспийского маршрута будет зависеть от размера сквозного тарифа, к которому должны прийти страны, заинтересованные в развитии этого пути. Разрешение этого вопроса должно произойти в Баку, куда с визитом на этой неделе направляется президент Казахстана, заявил в интервью inbusiness.kz представитель министерства индустрии и инфраструктурного развития Зейнолла Ахметжанов.
Новое – это хорошо забытое старое
Буквально сразу же после визита в Сочи, где состоялись переговоры с российским лидером Владимиром Путиным, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поедет во вторник в Баку на встречу со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым.
Эта близкая нам по ментальности, истории и языку республика на Южном Кавказе сегодня на фоне нынешней геополитической ситуации становится для Казахстана "новым окном в Европу". Именно через Баку будет лежать альтернативный (в обход России. – Авт.) путь добываемой в нашей республике нефти, которая за 30 лет независимости остается главным источником доходов в бюджет страны.
Именно поэтому в фокусе предстоящих переговоров однозначно будет вопрос развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
"Азербайджан и Казахстан имеют многолетние узы дружбы и сотрудничества. А потому нынешние экономические отношения не соответствуют необходимому уровню и имеют огромный потенциал для роста", – сказала в интервью inbusiness.kz научный сотрудник Института экономики НАНА Эллада Ханкишиева.
Азербайджанский эксперт отметила, что встреча президентов двух стран даст толчок развитию двухсторонних отношений и, соответственно, будут подписаны важные документы, направленные на укрепление экономического сотрудничества. По ее словам, одним из важных документов станет "Комплексная программа по развитию сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан на 2022-2026 годы".
"В списке обсуждения – расширение партнерства в рамках Транскаспийского маршрута и коридора Север-Юг, укрепление транзитно-логистической цепочки, продвижение двухсторонних инвестиционных проектов, предусматривающих участие казахстанских предпринимателей в проектах в свободной экономической зоне "Алят", а также возможно участие казахстанских компаний в проектах восстановления Карабаха", – перечислила г-жа Ханкишиева.
Она добавила, что в рамках завтрашней встречи главным для двух сторон все же будет вопрос диверсификации поставок нефти на мировые рынки.
Ранее Эллада Ханкишиева в интервью inbusiness.kz заявила, что Азербайджан открыто предлагает свою инфраструктуру Казахстану и Туркменистану, чтобы они воспользовались шансом выйти на европейские рынки. По словам эксперта, Азербайджан давно уже предлагает начать реализацию более грандиозных планов по строительству инфраструктуры, способной облегчить этим странам выход к европейским рынкам.
"Европа является постоянным и верным потребителем каспийской нефти и останется таковым еще надолго. Намерения Казахстана экспортировать часть своей нефти через Азербайджан – разумный и обусловленный реалиями шаг. Наша страна, которая реализует важные энергетические проекты, сегодня успешно экспортирует энергоносители, в частности газ, в Европу. Являясь обладателем современной транспортной инфраструктуры, такой как нефтепровод Баку – Супса и Баку – Тбилиси – Джейхан, Азербайджан безопасно и гарантированно осуществляет поставки нефти", – отметила собеседница.
Транскаспийский маршрут набирает силу
Напомним, Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Несмотря на то, что транзит через Россию дешевле и быстрее, Транскаспийский маршрут все же достаточно жизнеспособен, заявил корреспонденту inbusiness.kz генеральный директор Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Ерлан Абсатов. В доказательство он привел статистику.
"Если в 2017 году мы перевезли 500 контейнеров по Транскаспийскому маршруту, то по итогам 2021 года их количество возросло до 25 тысяч. Так что положительная динамика налицо", – сообщил г-н Абсатов.
По его информации, емкость контейнерных перевозок через Южный Кавказ составляет шесть миллионов тонн, а загруженность на сегодня достигла 95 процентов. Везут в основном зерно, уголь, металл, ТНП из Китая.
"Рост перевозок – это явный сигнал для расширения нынешних мощностей Транскаспийского пути", – подчеркнул г-н Абсатов.
По информации директора департамента транспортной политики и инфраструктуры министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Зейноллы Ахметжанова, правительство республики уже приступило к реализации ряда инфраструктурных проектов, направленных на расширение существующих мощностей.
"Уже начаты работы по строительству второй дороги протяженностью 840 км от границы с Китаем до Центрального Казахстана, новой железнодорожной линии в обход Алматы, по созданию контейнерного хаба в порту Актау и паромной переправы. Кстати, у Казахстана пока нет своих паромов, а потому временно мы арендуем их у азербайджанской стороны", – сообщил г-н Ахметжанов.
По его информации, все будущие дороги должны быть построены в течение трех последующих лет, что касается паромов, то первые четыре должны быть готовы к 2026 году. Остальные шесть – к 2030 году.
Камень преткновения
Несмотря на столь серьезную подготовку к расширению возможностей ТМТМ на территории Казахстана, "камнем преткновения" остается вопрос принятия единого сквозного тарифа за перевозки по данному маршруту.
По мнению эксперта, именно принятие единого унифицированного тарифа позволит обеспечить конкурентоспособность Транскаспийского коридора в будущем. Переговоры между странами – участниками ТМТМ ведутся уже не первый год.
"Причина в том, что в Казахстане действует единый оператор – национальная компания "Казахстан темир жолы", в управлении которой находятся порты Актау и Курык. Поэтому нам легче контролировать размер тарифа. В Азербайджане и Турции ситуация иная. Так, в Азербайджане три игрока – морской перевозчик ASKO, порт Баку и "Железные дороги Азербайджана". Процесс согласования тарифа между ними занимает немало времени. Кроме этого, экспедиторские компании Азербайджана, Грузии и Турции нередко позволяют себе поднимать цены за свои услуги", – пояснил г-н Ахметжанов.
По его информации, заинтересованные в маршруте стороны в апреле текущего года наконец-то пришли к согласию относительно размера унифицированной тарифной ставки.
"Мы планируем, что в рамках предстоящего визита нашего главы государства в Баку будут подписаны два меморандума по транзитным перевозкам на уровне министерств двух стран", – отметил г-н Ахметжанов.
Источник - inbusiness.kz